Какие есть особенности в корабельной жизни?

0
Жизнь моряка полна морскими традициями, как историческими, так и приобретаемыми в духе современности. Профессия моряка никогда не лишиться своей романтики. Прикоснувшись к ней однажды, впечатлений хватит на всю жизнь.

Ключевые слова: флот, экипаж корабля, морская жизнь

Документ без названия 0
  • vedmedenko56
  • 12 декабря 2017 16:45
  • Журналисты
  • ICQ:
Моряк - это профессия, которой учат на берегу. Моряками становятся, а не рождаются. За спиной у моряка мореходное училище, высшее образование или среднее училище для подготовки рабочих морских специальностей. И сухопутный человек с различной профессией способен надолго задержаться на гражданском судне.
Довелось побыть в роли судового врача в 1994-95 на трёх плавбазах Магаданрыбпрома. Полтора года в Охотском море не стаж, что бы стать морским волком, но достаточно, что бы на многие особенности судовой жизни обратить внимание и запомнить на всю жизнь.

Плавбазы рыбпрома, крупные корабли. У них один недостаток, они редко подходят к берегу. Связь с портом для экипажа, рейдовый катер. Своего рода маршрутка для суши. По пути из порта до нужного тебе судна возможны остановки возле других судов. Использование цивилизованного трапа для попадания на борт возможно только при швартовке у берега или на лёд зимой вокруг судна. В остальных случаях для пересадки с рейдового катера на борт корабля используется корзина. Круглая клетка из стальных прутьев на четыре человека. Первый раз её подъём лебёдкой на высоту 3-4 этажного дома впечатляет.
Жизнь члена экипажа плавбазы перед путиной начинается с берега. Следует позаботиться о том, чего не будет в море потом. Срок путины примерно известен, нетрудно рассчитать минимум для своих потребностей, в основном для удовлетворений вредных привычек в море, и не забыть о туалетной бумаге.
Для сухопутных новичков, зачисленных в штат порта, существовали двухнедельные курсы для первичной морской подготовки: изучение устава для кораблей рыбной промышленности СССР, аналогичен военно-морскому, средства спасения, особенности будущей работы на корабле и тому подобное.

Моё ожидание своей плавбазы на берегу, в поликлиники порта, составило порядка двух месяцев. Курировал судовых врачей заместитель главного врача по флоту. Была такая должность. Теоретически познакомился с обязанностями судового врача. К тому времени 15-летний опыт работы хирургом позволял не беспокоиться о любых возможных клинических случаях на корабле. А, санитарно-эпидемиологическая настороженность в плане порядка на корабле заставляла совать свой нос, куда не надо в разные службы корабля. Впоследствии, пары намёков, что, я не прав в своих действиях, мне хватило.
С виду, довольно жёсткая медицинская комиссия, для зачисления в морской штат флота предполагает наличие в плавании абсолютно здорового экипажа.

В середине девяностых у входа в поликлинику или санстанцию присутствовала альтернатива жёсткости, в виде лиц с набором нужных фальшивых печатей. Естественно, не бесплатно. Так, что здоровье можно было купить. Потом в море приходилось сталкиваться с обострением заболеваний у инвалидов третьей группы. Был у меня казус с главным бухгалтером на плавбазе «Комсомолец Магадана». Женщина, под 50, дородная. Потом выяснилось, инвалид 3 группы по коксартрозу. Во время женского банного дня после парилки прыгнула в бассейн с забортной водой. Вода была чуть теплее +8 градусов, как в Охотском море. Полная аналогия русской бане и проруби зимой. Предполагается быстрый вход и такой же выход. А, с выходом возникла проблема. Женщины самостоятельно справиться не смогли. Устный СОС в рубку, по селектору вызов врача в баню. У входа старпом объяснил мне, что это медицинский случай и подавать тело снизу надо мне. Пришлось нырять и подавать. Старпом принял сверху, справились. Последствий со здоровьем у пациентки не было. Довелось столкнуться и с повторным инфарктом миокарда у купившего здоровье. Радиосвязь с поликлиникой порта прояснила ситуацию.

При приёме на работу судовым врачом прозвучал вопрос о морской болезни.
Поясняющие вопросы об укачивании в самолёте и в вагоне поезда позволили дать ответ об отсутствии таковой. И действительно пребывание на корабле в море и нахождение в вагоне поезда, лучше не сравнишь. К качке привыкают, а повышенный аппетит на корабле бывалые моряки то же называют морской болезнью. Отменное четырех разовое питание и адмиральский час ( 2 часа послеобеденного времени) похудению не способствуют.
Интересны места приёма пищи и порядок её приёма на корабле. Капитан, его помощники, радист, доктор, главный механик со своими помощниками, начальник производства со своими бригадирами считаются офицерами на гражданских судах. Для них место приёма пищи кают-компания. Составной обеденный общий стол. В кают-компании на стенке план расположения мест за столом всех офицеров судна, у каждого своё место. Во главе стола место капитана (кэп), на другом конце стола во главе главный механик (дед). Справа от капитана, первый, старпом (чиф), далее рядом со старпомом место первого помощника. Всегда пустовало. Исчезла статья из конституции о руководящей роли КПСС, исчезла и должность первого помощника-замполита. Традиции во флоте консервативны, должность убрали, а место за столом осталось. Не знаю, как сейчас в наши дни. За пустым местом располагался 2 помощник. Слева от капитана за столом первым был радист («маркони»), возле радиста, доктор. Свободное место, напротив, у меня всегда было перед глазами. Далее следовали помощники, капитана, вахтенные штурмана. Противоположный край стола во главе с главмехом занимали его вахтенные помощники по машинному отделению. Середина стола принадлежала производственным службам и их начальникам. Общий стол накрывался буфетчицей. Она же приносила и различные блюда. Посуда на столе, сервировка стола, внешний вид блюд, закуски салаты, что надо.

Рядовой состав, матросы и рыбообработка питались палубой пониже. Помещение и принцип приёма пищи, как в общественной столовой с принципом самообслуживания. Поел - убери за собой. Таковы уж традиции флота, блага жизни на корабле, по мере своей значимости в жизнеобеспечении корабля и безопасности экипажа. Летом 1995 на путину за красной рыбой была нанята частная охрана для продукции. Шесть человек питались в кают-компании за отдельным столом. Отдельный стол был и для иностранных специалистов, для контроля за экспортной продукцией (японцы, немцы) и импортным оборудованием.
Отсутствие алфавитного порядка в списочном составе экипажа (судовая роль) с начала озадачило. Потом стало понятно, порядок обозначен своей значимостью каждого члена экипажа для судна.
Паспорт моряка имеют все моряки-профи. Гражданский паспорт хранится в отделе кадров. В паспорте моряка указано судно и порт приписки судна. О семейном статусе и местожительстве информация отсутствует. Хороший повод оставаться «вечным холостяком». Самостоятельное пересечение границы возможно при наличии командировочного предписания и судовой роли судна приписки. Магаданрыбпром хоть и производил отлов рыбы только в Охотском море, но на ремонт суда в Южную Корею, порт Пусан заходили. Жизнь на перестои в порту у моряка не сладкая, в иностранном, как рассказывали, ещё хуже. На берегу нужны деньги и кормят два раза в день из расчета из того, что осталось в запасах. А, с деньгами у россиян всегда проблема.
особенности корабельной жизни

В море, и на гражданском судне действует только устав. Возможные права членов экипажа равняются их функциональным обязанностям. Понятия профсоюза и КЗоТа нет. Безграничная власть и ответственность за судно порождает некоторое самодурство капитанов. По делу и без дела член экипажа может быть списан на берег. Но, это не означает увольнения из штатов флота. Списанный моряк переводится в разряд пассажиров и может находиться на борту до ближайшего попутного судна в свой порт. Стоимость питание из заработка начинает высчитываться. В порту будет находиться в резерве до своей необходимости для другого судна. Жить в общежитии моряков. По типу отпуска без содержания. На сленге, такой моряк на берегу, бич. Карьера не заканчивается.
Лов рыбы производится в прибрежных водах Магаданской области и Камчатки. Срочность медицинской помощи ориентирована на берег. Была возможность вертолётной эвакуации, но в девяностых исчезла.
Производство продукции на плавбазах носит авральный круглосуточный характер по мере поступления рыбы с добывающих судов. Рыбный промысел тем и хорош, продукция ценная, не требует вспашки и посева, дары моря. Когда рыба есть, работают все, за исключением капитана, старпома, главмеха и радиста. Отсюда и оплата по паям. На судно выделяется определённое количество паёв. Далее они распределяются по значимости членов экипажа. У капитана 4 или 5. У меня было 2.5. У рыбообработчика 1-1.5. Сумма, заработанная на продукции, делится на все паи, а затем каждому по его паю. Хочешь заработать, ходи на подвахты производства. Каждому найдется место за конвейерной лентой. Ставка судового врача, ничтожный мизер по сравнению с морской зарплатой. Пожалуй, рыбаки самые высокооплачиваемые моряки.
Интересно взаимоотношение полов на судне. Женщина на корабле, быть беде, было давно. Мужские лица всегда радовало, когда их хоть чуть-чуть разбавляли женскими лицами. Женщины – рыбообработчицы своими способностями за конвейером превосходили мужчин на порядок. Мужчина от силы за смену мог уложить до 100 банок пресервы сельди, передовицам была по силам 1000. Окружённые мужским вниманием, женщины имели большое право выбора. Не редко образовывались морские семьи. Тенденция пар была такова, что женщина могла по возрасту превосходить своего партнёра на 15-20 лет. Касается молодых ребят. В море, не разлей вода, на берегу, друг друга не знают. В очередной путине снова вместе. Женщина, так и заявляла, мой морской муж. А, где женщины, там и женская патология, но, и эти проблемы решались в море.
Мой взгляд со стороны начинающего судового врача, отразил только некоторые особенности корабельной жизни. Другой взгляд их может дополнить.
Ответы на вопросы на данном ресурсе дают обычные люди, которые делятся своим опытом. Вы можете поддержать их, поделившись ссылкой в социальных сетях или поблагодарив автора переводом.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.